18.09.2020
Ивановские поезда всегда обгоняли лошадей
Наши «маленькие» железные дороги в передовых – с 19 века
«Поезда не только уходят, но и возвращаются...»
Не так давно, всего лишь...190 лет назад, 18 сентября 1830 года, лошадь обогнала… паровоз. Да, была устроена такая гонка — испытывали первый американский паровой транспорт. Девять миль гонки, около 14 километров, первым преодолел выносливый конь. А сейчас? В лошадиных силах измеряют мощности двигателей, лошадки стали диковинкой, а по железным дорогам летают скоростные электропоезда «сапсаны», «стрижи» и «ласточки». Великий русский авиаконструктор Туполев был уверен, что России с ее огромными территориями просто необходимо много самолетов для быстрого и дешевого передвижения людей. Он не мог предположить, что в 21-м веке «народным» транспортом снова станут поезда...
1830-й год открыл эру железных дорог. Хотя самый первый в мире паровоз изобрели англичане еще в 70-х годах 18 века, а усовершенствовал его английский изобретатель Ричард Тревитик - в 1803 году по кругу со скоростью 8 километров в час по рельсам каталась большая «игрушка» - 25-тонная машина из пяти вагонов. И лишь в 1829 году другой англичанин, Георг Стефенсон, поставил изобретение на железную дорогу и дал зеленый свет локомотиву «Ракета», мощному паровозу со скоростью 48 км в час.
Русские изобретатели отстали от англичан всего на 4 года. Но мы гордимся, что в 1833 году отец и сын Черепановы на уральском Нижнетагильском заводе построили паровоз более мощный, чем «Ракета». Русские люди долго запрягают — но называть изобретение «паровой телегой» они, испытав, вскоре перестали и перешли на более уважительное «паровоз».
В России паровозы давно не выпускают, хотя еще работающих «старичков» у нас иногда используют как передвижные котельные. В Германии паровые ретро-поезда популярны в туристическом бизнесе.
Очень интересна история железной дороги нашего края. В 1868 году была открыта частная Шуйско-Ивановская железная дорога: Новки-Шуя-Иваново, построенная на деньги первых текстильных предпринимателей, заинтересованных в расширении рынка. А в 1871 году после бурных дискуссий из трех проектов новой линии железной дороги выбрали участок Иваново-Вознесенск-Кинешма. То, что не победили проекты дороги на Плес (выход к Волге) и Юрьевец (выход к запасам леса), изменило впоследствии судьбы и этих городов, и Иваново-Вознесенска. Но был и третий вариант, когда предлагалось вести дорогу на Кострому, а далее соединить ее новыми железнодорожными линиями с севером страны.
Но ивановские фабриканты победили. Увы, Плес не стал центром текстильного края, и всего 65 километров не довели путей до Юрьевца, зато сегодня есть железнодорожная связь с одним из самых больших в регионе городов — Кинешмой. А на Кострому железную дорогу все равно построили — в 1887 году, веткой от Ярославля, а Иваново с Костромой соединили дорогой в 1898 году. С 1907 года наши ивановские дороги — в составе Северных железных дорог.
Есть еще одна страница в истории железной дороги нашего края — узкоколейные линии, которые, за исключением единичных не демонтированных узкоколеек в Иванове, почили в бозе. Они существовали почти во всех районах региона в двух ипостасях: соединяли места добычи торфа с предприятиями и были участками дороги для вывоза леса от лесосплавных пунктов. Увы, эти дороги полностью разобраны в 1990-е и 2000-е годы, не сохранились они даже для пассажирского сообщения глухих населенных пунктов.
В Ивановской области общая протяженность железных дорог — 530 км, из них 345 км — общего пользования. Сегодня о прорыве в железнодорожном сообщении столицы нашего края со столицей России с помощью скоростного поезда «Ласточка» не знают только упорные домоседы. Ведь наша область – один из немногих регионов центральной России, где все еще не электрифицированы железнодорожные пути, и используются поезда на тепловозной тяге. Но уже почти 2,5 года «Ласточка» за 3 часа 41 минуту «пролетает» и по электрифицированному участку путей от Москвы до Владимира со скоростью до 160 км в час, и ту часть пути до Иванова, когда делается сцеп «Ласточки» с тепловозом, от которого поезд и получает электроснабжение.
30 июля при открытии здания вокзала в Иванове и пуске первого рельсового автобуса РА-3 «Орлан» от Иванова до Кинешмы руководство компании «РЖД», уникальной разработкой которого явился пуск «Ласточки», заявило, что планирует электрифицировать часть пути «Ласточки» - от Иванова до Владимира. В плане развития РЖД до 2025 года намечено, что этот поезд будет курсировать от Ярославля и Костромы до Иванова, а затем через Владимир до Москвы.
А новый, комфортный рельсовый автобус, который назвали мини-«Ласточкой» (сегодня в нем по просьбам пассажиров не 2, а 3 вагона) успешно курсирует между Ивановом и Кинешмой, причем, по времени этот рейс предусмотрительно согласован с московским рейсом «Ласточки». На дорогу в Кинешму поездом теперь тратится времени меньше, чем раньше, - всего полтора часа.
Брендом нашего региона в сфере железнодорожного сообщения становится и здание вокзала — реставрированный недавно памятник конструктивизма, своего рода «арт-резиденция» с музейными экспонатами.
А теперь, как обычно, статистические данные.
Известно, что в Центральном федеральном округе (ЦФО) среди других регионов наша Ивановская область - самая небольшая по площади занимаемой территории (по численности населения ей уступают Костромская, Орловская и Смоленская области). Поэтому и данные по протяженности железных дорог в этой связи понятны. Итак, эксплуатационная длина железнодорожных путей общего назначения в Ивановской области составляет 345 километров. Сравним с областями-соседями: в Костромской – 642,1, в Ярославской – 651,6, во Владимирской – 920 км. В России по длине железных дорог самый маленький регион – Ингушетия (38,8 км). А самые большие в РФ – Свердловская (3514, 1), Амурская (2919,9) и Ленинградская (2549,8 км) области.
Сравним, как изменилось число пассажиров, которых отправили железнодорожным транспортом общего пользования в 2015 и 2019 году. По Ивановской области в 2015 году - 1,06 млн., а в 2019 - 1,27 млн. пассажиров, т.е. увеличение составило 20% (что объяснимо добрыми переменами в организации сообщения). Во Владимирской области перевозки пассажиров за это время тоже возросли – на 23,2% (с 7,40 до 9,12 млн.человек). А в Костромской и Ярославской областях поток пассажиров несколько уменьшился, соответственно на 7,7% и 12% (в Костромской - с 1,43 до 1,32 млн., в Ярославской с 4,92 до 4,33 млн.человек).