03.09.2019
Новый порядок использования электронной подписи при проведении сделок с недвижимостью минимизирует риски мошенничества
Подать документы на регистрацию перехода права собственности дистанционно, без разрешения собственника, стало невозможно.
В августе силу вступил закон, регулирующий порядок применения усиленной квалифицированной электронной подписи (ЭП) при проведении сделок с недвижимостью. Новые правила устанавливают возможность проведения таких сделок только с письменного согласия владельца недвижимости.
С 13 августа граждане получат возможность в заявительном порядке внести в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) запись о возможности регистрации перехода права собственности на принадлежащую им недвижимость на основании заявления в электронном виде, заверенного ЭП. При отсутствии такой записи в ЕГРН провести сделку дистанционно стало невозможно.
«В случае если гражданин допускает проведение сделок со своей собственностью: землей, домом, квартирой, гаражом и т.д., в электронном виде с использованием электронной подписи, то он должен подтвердить свое согласие, подав в орган регистрации прав соответствующее заявление на бумаге. Тогда в ЕГРН в течение 5 дней будет внесена специальная отметка», - поясняет замдиректора-главный технолог Кадастровой палаты по Ивановской области Ольга Карасева, - «если такая отметка
будет отсутствовать, то документы, полученные нами в электронном виде будут возвращены заявителю без рассмотрения».
Заявление о возможности проведения регистрационных действий на основании электронных документов, заверенных ЭП, можно подать как в отношении всех принадлежащих физическому лицу объектов недвижимости, так и в отношении любого из них по отдельности. Ивановцы могут получить ЭП, выпущенную Кадастровой палатой, по адресу центрального офиса учреждения: г.Иваново, ул.Ташкентская, 104А, подробности на официальном сайте:
http://uc.kadastr.ru/.
Как отмечает Ольга Карасева, ранее, с 2013 года, чтобы обезопасить имущество, собственники могли подать заявление о внесении в ЕГРН записи о невозможности государственной регистрации перехода или прекращения права собственности на принадлежащие им объекты недвижимости без их личного участия. В таком случае даже при наличии у третьих лиц нотариально заверенной доверенности на совершение вышеуказанных действий, данная запись служила основанием для возврата заявления на совершение сделки без рассмотрения.
При этом в законе есть исключения. Наличие особой отметки в ЕГРН не является обязательным, если используемую для сделок с недвижимостью электронную подпись выдал удостоверяющий центр Федеральной кадастровой палаты и если сделка проводится с участием нотариусов или органов власти, взаимодействующих с Росреестром в электронном виде.
Действие нового закона не распространяется и на цифровую ипотеку. «Таким образом, сохраняется возможность электронной подачи сведений от кредитных учреждений, где не требуется личное участие гражданина. Закон учёл не только интересы собственников объектов недвижимости, защитив их права и минимизируя риски мошенничества, но также учёл уже существующие механизмы цифровизации рынка», –
отмечает эксперт Кадастровой палаты.
Один из пунктов закона вступит в силу несколько позже: спустя 90 дней с момента его официального опубликования. Он регламентирует порядок погашения ранее внесенной в ЕГРН записи о возможности регистрации права собственности на основании электронных документов. Убрать ее можно будет также в заявительном порядке по желанию собственника или по решению суда. ФЗ № 286 о внесении изменений в федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» подписан 2 августа 2019 года. Закон вступит в силу спустя десять дней с момента его опубликования.
Внести поправки в действующее законодательство потребовалось в связи с появлением в России нового вида мошенничества с недвижимостью: злоумышленники использовали возможность дистанционной подачи документов для регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости с помощью поддельных ЭП, созданных на имена их владельцев.
Согласно действующему законодательству, выдача сертификатов ЭП для получения государственных услуг осуществляется аккредитованными УЦ в соответствии с ФЗ № 63 «Об электронной подписи». Всего в России насчитывается около 500 государственных и коммерческих аккредитованных УЦ, аккредитованных Минкомсвязи и создающих сертификаты ЭП.
Кадастровая палата в связи с появлением случаев мошенничества с использованием ЭП считает также необходимым усиление контроля за деятельностью аккредитованных УЦ и повышение их ответственности за создание и выдачу сертификатов ЭП, которые могут быть использованы для получения государственных услуг в электронном виде, в том числе для проведения действий с недвижимостью.
Помимо этого, сейчас разрабатываются предложения по доработке дополнительных механизмов аутентификации заявителей при получении электронных госуслуг. В частности, речь идет о биометрической идентификации граждан по лицу и голосу. Такие инструменты позволят дополнительно защитить граждан от потенциальных рисков мошенничества.